Психология в детской стоматологии

Кресло стоматолога на многих взрослых нагоняет панику, что уж говорить о ребенке, особенно, если он уже знаком с зубным врачом. Но за здоровьем зубов следить нужно обязательно, поскольку они могут стать источником других заболеваний организма. Что же делать, чтобы не тащить силком свое чадо в стоматологическую клинику, и не удерживать его в кресле при помощи двух санитаров, не доводить ни себя, ни малыша до нервного срыва?

Прежде всего, необходимо сформировать положительное отношение как к зубному кабинету в целом, так и к стоматологическим манипуляциям в частности.

Приведите ребенка к стоматологу, когда его не беспокоит зубная боль, еще не появился кариес и не повреждены мягкие ткани. То есть не требуется срочного вмешательства стоматолога. Обычно впервые приводят малыша к врачу, когда ему исполнится два-три года, прорежутся все молочные зубы, и необходимо проконтролировать правильность всех происходящих процессов.

Детский стоматолог должен быть не только высококлассным специалистом, но и прекрасным детским психологом. Изначально ребенок не имеет страха перед стоматологическим кабинетом и лечением зубов. Знакомство с ними, прошедшее в доброжелательной, доверительной обстановке, помогут в дальнейшем заходить в кабинет врача без страха.

Если вы обратитесь в специализированную детскую поликлинику, можете договориться со стоматологом об ознакомительной экскурсии по заведению, о знакомстве с медицинским оборудованием и аксессуарами. Это для нас они – бормашина, кресло и зубодер, а для малыша – нечто интересное и удивительное. Кроме того, в арсенале детского врача огромное количество привлекательных для ребенка аксессуаров: фруктовые полоскания, интересные баночки-скляночки, «чудо-очки», которые показывают мультфильмы.

После экскурсии врач предложит провести профилактический осмотр (ребенку скажите, что врач посчитает зубки, посмотрит, какие они красивые, если необходимо, почистит специальной волшебной щеточкой), сделает заключение, даст рекомендации.

Если появится необходимость в рентгеновских снимках, эту процедуру также можно интересно обыграть, предложив малышу принять участие в фотоконкурсе на самые белоснежные и ровные зубы и ослепительную улыбку. Вряд ли кто-то откажется от возможности стать победителем.

Если вам посчастливится записаться на прием к профессионалу (опытному и дружелюбному), который знает детскую психологию и способен снять эмоциональное напряжение у ребенка, ваш малыш с удовольствием продемонстрирует ему зубки, и не будет испытывать страх перед дальнейшими посещениями стоматолога. Если врач будет постоянным, он даже сможет стать добрым зубным другом ребенку, которому малыш будет доверять, а с первой зубной болью отправится на прием без страха.

Стоматология и способы лечения шагнули далеко вперед, а современное оборудование вкупе с ними делают весь лечебный процесс абсолютно безболезненным (включая и обезболивание). Вместо традиционного укола сегодня используется специальный гель, размягчающий поврежденную ткань. А вместо наводящих ужас металлических боров применяют чистку воздухом и лазеры.

Важно и родителям быть спокойными, ведь их эмоциональное состояние, волнение, нервозность передается и малышу. Ваш детский страх перед болью в стоматологическом кресле не должен выработать такой же стереотип у вашего ребенка. Современная детская стоматология применяет особые стоматологические инструменты и материалы, позволяющие проводить манипуляции без боли и крови.

Как и в других ситуациях, перед посещением стоматолога не нужно призывать ребенка «потерпеть», «не бояться», обещать, что больно не будет. Лучше скажите правду: это интересное и полезное мероприятие.

Если первое «боевое крещение» пройдет отлично, вам не придется один раз в полгода уговаривать ребенка пойти на профилактический осмотр, а если необходимо, и на лечение. Следите за состоянием зубов малыша, делайте «контрольную» чистку сами хотя бы раз в месяц. Это позволит вовремя заметить и не запустить начавшийся кариес, например. А малыша избавит от лишних слез. При отсутствии необходимости лечения доктор предложит обработать зубки фтор-лаком, либо серебром, научит правильно чистить зубки и ротовую полость, расскажет о пользе своевременного посещения стоматологической клиники.

Как правило, зубки маленького ребенка лечат в присутствии родителей. Здесь также не паникуйте, не мешайте врачу разговорами и попытками успокоить малыша. Если стоматолог общается с ребенком, не отвечайте за него, дайте ему возможность почувствовать себя самостоятельным. Пусть сам определится с цветом пломбы, которую ему поставит врач, или с аппликацией на брекеты.

После лечения похвалите малыша за смелость и терпение, сделайте небольшой подарок. Но не превращайте поход к стоматологу в грандиозное мероприятие с тщательной подготовкой и дорогими дарами. Скорее, это обычная процедура, необходимая для развития и здоровья. А огромный ассортимент отбеливающих зубных паст и жевательных резинок – не замена стоматологическим консультациям и лечению, а всего лишь дополнение.